+38 097 2600100

ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК

Украина, Харьков, ул. Соколова 26А
stgrig stalexgrig@gmail.com

Шри Ауробиндо Йогическая Садхана СЛОВАРЬ

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Абхьяса — определенная постоянная практика.

Аватар — воплощение (инкарнация); нисхождение божества на землю; откровение Божества в человеческой природе; Божественное проявление в человеческом образе; слово Аватар означает нисхождение; это — сошествие вниз Божественного ниже черты, отделяющей божественный мир от человеческого мира или состояния.

Авеста — священные книги некоторых древних народов Средней Азии, Азербайджана и Ирана, составлявшиеся в течение многих веков; ранние части Авесты приписываются преданием пророку Заратустре (Зороастру).

Адеша (Адеш) — голос, побуждение, указание.

Аджняна — неведение, незнание.

Адхара (Адхар) — то, в чем сейчас содержится сознание, ум — жизнь — тело; дословно «сосуд, опора, транспортное средство».

Адхарма — все, что противоречит Дхарме (см.).

Акарта — бездействующий.

Акартавья — то, что делать не должно.

Амрита — бессмертие; нектар бессмертия, амброзия, пища или питье богов; бессмертное блаженство божественного экстаза.

Ананда — восторг, наслаждение, блаженство, духовный экстаз; сущностный принцип блаженства; самоблаженство, являющееся той самой природой трансцендентного и бесконечного существования.

Анима — «тонкость», одна из восьми йогических способностей (Сиддхи, см.) — способность изменять тело, произвольно уменьшая его физическую массу и плотность.

Аниша — не господин, подчиненный.

Анна — пища; грубая зримая материя; по своему происхождению означает просто субстанцию или существо.

Анрита — ложь; неистинное или ошибочное применение Сатьи (см.) в ментальной или телесной деятельности.

Антахкарана — внутренний инструмент; ум; ум и витал в противоположность телу.

Ануманта — дающий санкцию.

Апана — одна из пяти Пран (см.); сосредоточена в нижней части туловища, осуществляет руководство низшими функциями, в особенности, выделительными — выделяющими те части пищи, что должны быть удалены из тела, и те вещества, что порождаются телом; тесно связана с разложением и смертью; дыхание смерти, поскольку отдает из тела витальную силу.

Артха — интерес (один из четырех человеческих интересов); материальные, экономические и другие цели и нужды ума и тела; предмет, вещь; значение, смысл (слова).

Асакти — привязанность.

Асана — фиксированная поза, жестко заданное положение тела в Хатха Йоге; положение и фиксированная поза в которой должны неподвижно сидеть Риши (см.) до тех пор, пока они не получат Сиддхи (см.).

Асиддха — несовершенный.

Асур (Асура) — божество; в Ведах (см.) и Авесте (см.) не только божество, но и его проявления; только в несколько гимнах упоминается как Титан тьмы; сильный или могущественный Титан; враждебное существо ментализированного витала.

Атмаджняна — знание Сущности.

Атман — Сущность; Дух; изначальная сущностная природа нашего существования; Верховная сущность (по отношению к индивидууму), являющаяся нашей собственной истинной и наивысшей Сущностью.

Аханкара (Аханкар, Ахамкара) — чувство эго; эгоизм; особое эгоистическое чувство, которое дает каждому существу возможность постичь себя как независимую личность;

Саттвическая Аханкара — эгоизм, выраженный в чувстве добродетели и правильности;

Раджасическая Аханкара — динамический эгоизм;

Тамасическая Аханкара — эгоизм, выраженный в невежестве и инертности.

Ашуддха — нечистый.

Ашуддхи — нечистота.

Брахман — священное или вдохновленное слово, выражающее сердце или душу; Сердце; Ведическое слово или Мантра (см.) в самом глубочайшем своем аспекте как выражение интуиции, проистекающей из глубины души или существа; Душа, возникающая из подсознания Человека и достигающая сверхсознательного, а также Творящая Сила, хлынувшая из души; в Веданте: Реальность, Вечность, Абсолют, Дух, Высшее Бытие, Единый, вне которого ничто не существует; по отношению к вселенной Высший есть Брахман, единственная Реальность, которая является не только духовной, материальной и сознательной субстанцией всех идей и сил, и форм вселенной, но и их источником, опорой и владельцем, космический и супракосмический Дух.

Буддхи — разум; интеллект; воля ума; понимание; мыслящий ум; распознающий принцип ума и воли одновременно.

Бхава — состояние существа; становление; субъективное состояние, одно из вторичных субъективных становлений Природы (состояния ума, болезни желаний, побуждения страстей, реакции чувств, ограниченная и двойственная игры разума, склонности чувств и моральных ощущений); эмоциональная природа; общее ощущение.

Бхакта — любящий и преданный Божественному.

Бхакти — любовь и преданность Божественному,

Бхарта — поддерживающий; хозяин.

Бхога — наслаждение, обладание.

Бхокта — тот, кто наслаждается.

Бхрашта — уход с пути Йоги.

Бхукти — наслаждение, удовольствие.

Вайрагья — отвращение; отвращение к миру; полное пресечение привязанностей и желаний.

Вак — речь; Богиня Речи.

Васана — мысль или ментальное ощущение, возникающее из Читты (см.).

Веда — знание; знание Божественного; книга знания; общее имя самой древней индийской священной литературы: Риг-Веда, Яджур-Веда, Сама-Веда и Атхарва-Веда, каждая из которых делится на две части — Мантра и Брахмана; термин «Веда» обычно предназначается для Мантр или метрических гимнов, в особенности гимнов Риг-Веды.

Веданта — конечная цель или кульминация Веды (см.), Упанишад, которая становится видна в заключении Веды; философская система, основанная на Упанишадах и обучающая наивысшему знанию Абсолюта, считающаяся (иногда под именем Уттара-Миманса) одной из шести Даршан (см.).

Вибхути — божественная сила, цветение божественных сил, энергия и значение их знаний, любви, радости, развитой силы бытия; сила Бога в человеке, воплощенная Сила Мира или лидер человечества.

Вивека — проницательность, умение различать.

Виджняна — идеальный ум; свободный духовный или божественный разум; каузальная Мысль; Истина; гнозис; высший ум; всеохватывающий аспект истинного объединяющего знания; великое всеохватывающее сознание, особенная характеристика супраментальной энергии, которая включает в себя всю истину и идею, и цель знания и видит их всех сразу в их сущности, всеобщности и по отдельности или в различных аспектах.

Викара — искажение, разложение, деформация; в философии Санкхьи — продукт или производное Пракрити (см.).

Вишуддха — чистый; наименование третьей Чакры (см.).

Вриндаван — место на земле в северной Индии, где Кришна (см.) (Бриндаван) танцевал с Гопи (пастушками); у вайшназов — небеса вечной Красоты и Блаженства.

Вьяна — одна из пяти Пран (см.), прописывает все тело и распределяет витальные энергии по всему телу; от нее зависит циркуляция крови и распределение по «сему телу сущностной части съеденной и перевариваемой пиши.

Вьякта — проявление.

Гхрина — сожаление, отвращение.

Гуна — качество, характер, свойство;

три Гуны — три образа Природы:

  1. Саттва — образ света, уравновешенности, мира; сила уравновешивания; переводится также в качестве гармонии, счастья, света;
  2. Раджас — образ действия, желания, страсти; кинетически сила; переводится в качестве борьбы и усилия, страсти и действия;
  3. Тамас — образ невежества и инерции; сила несознательности; переводится в качестве неспособности и бездействия.

Даршан — видение; самооткровение Божества к своим приверженцам; случай, когда духовная личность в Индии позволяет себе быть увиденной; шесть Даршан — шесть систем ортодоксальной индийской философии: Пурва-Миманса, Уттара-Миманса (Веданта), Ньяя, Вайшешика, Санкхья, йога.

Двандва — двойственность, пара противоположностей.

Двеша — непривязанность, отталкивание.

Джива — живое создание, существо; индивидуализированный дух, поддерживающий живое существо в его эволюции от рождения к рождению (полный термин — Дживатма).

Джняна — знание, мудрость; высшее самопознание; сущностный аспект истины объединенного знания, непосредственное духовное осознавание высшего Бытия.

Джнята — Знающий, Господин.

Доша — недостаток, дефект, неясность.

Дхарма — буквально — то, что лежит в основе и поддерживает все вещи вместе; Закон, закон бытия, мерило Истины, правило или закон деятельности; коллективная индийская концепция религий, поведений и социальных и моральных правил; один из четырех человеческих интересов — этика поведения и правильный закон индивидуальной и социальной жизни; Самаджа Дхарма — общественный закон; Лаукик Дхарма — правила, традиции; Санатана Дхарма — вечный закон.

Дхарма-Санкара — подмена Дхармы одной области Дхармой другой.

Дхаирья — спокойствие, стойкость.

Индрии — чувства ощущений; их десять: пять воспринимающих — глаз, ухо, кожа, нос, язык, и пять действующих — пищеварительный, две пары двигательных, речевой и детородный. Объекты Индрий, соответствующие пяти воспринимающим чувствам — форма («вид»), звук, осязаемость, запах и вкус.

Ишвара — господин; Хозяин; Божественный; Бог.

Кайя-Сиддхи — совершенство тела.

Кайя-Шуддхи — очищение тела.

Кали — Мать всего и разрушительница всего; ужасный образ Божественной Матери; Энергия создающая, поддерживающая и разрушающая мир; Энергия разделяющая антимир и материальный мир от их соединения и последующей аннигиляции. Брахман проявляет себя посредством Кали.

Кали Юга — последняя из четырех эпох, Железная эпоха (см.Юга).

Кальпа — эра; мировой цикл.

Кама — вожделение; один из четырех интересов человека — удовлетворение желаний всех видов.

Камана — желание; страсть.

Канта — красивый, желанный.

Карана — причина; инструмент.

Карма — деятельность, работа; дело или функция человека; сила, которая посредством своей преемственности и развития как субъективная и объективная сила определяет природу и возможность повторных существований души.

Картавья — то, что должно быть сделано; долг.

Кришна — божество; Господин Ананды (см.), Любви и Бхакти (см.), считается одной из десяти инкарнаций Вишну, как инкарнация он проявляет единство мудрости (Джняна -см.) и труда и посредством этого руководит и ведет земную эволюцию к единству с Божественным при помощи Ананды, Любви и Бхакти.

Кумбхака (Кумбхак) — в практических упражнениях Пранаямы (см.) удерживание Праны (см.); остановка, задержка естественного дыхания.

Кундалини — свернутая в кольцо и спящая змея внутренней Энергии.

Лагхима — «легкость», способность делать тело легким, произвольно уменьшая вес — одно из восьми Сиддхи (см.).

Лайя — растворение, исчезновение; уничтожение индивидуальной души в Бесконечном.

Лила — игра, забава; космическая игра.

Липса — желание, страстное желание; тяга.

Лобха — жадность, алчность, скупость, завистливость.

Майя — всестороннее творческое знание, мудрость, существующая исстари, первоначально выраженная в Ведах (см.), впоследствии обманутая вторичным (производным) чувством, хитростью, магией, иллюзией; феноменальное сознание; сила самоиллюзии в Брахмане (см.).

Майявада — доктрина, считающая, что мир есть Майя (см.), т. е. иллюзия.

Майявадин — приверженец Майявады (см.).

Манас — ум; ум присущий в отличие от интеллекта (Буддхи); воспринимающий ум.

Мантра — священный слог, имя или мистическая формула; интуитивное и тайно внушенное выражение в словах, одна из строф Вед, строфы, открывающие тайную силу и являющиеся источником не обычного, но божественного вдохновения.

Марга — путь, дорога.

Махакарана — первопричина.

Махас Патха — великий путь.

Махима — «огромность», способность произвольно увеличивать физическую массу и плотность — одно из восьми Сиддхи (см.).

Мукти — освобождение.

Муладхара — корень, основание сосуда или обиталища; центр физического сознания — нижняя Чакра (см.).

Мумукшутва — стремление к освобождению, желание свободы.

Нади — нервные каналы.

Ниграха — подавление, обуздание.

Ниргуна — лишенный качеств; Безличный.

Парабрахман — высший Брахман (см.); высший Непостижимый; Божественный.

Парамешвара — верховный Господин.

Правритти — побуждение к действию и работе; движение впереди вовне; эволюция души в действии.

Праджна — Сущий, находящийся в глубоком сне (Сушупти — см.), господин и творец вещей; Хозяин Мудрости и Знания.

Пракамья — абсолютное страстное желание ума и чувств.

Пракрити — «детальная разработка»; Природа; Природная Сила; Душа Природы; исполняющая или действующая сила.

Прана — жизненная энергия; жизнь; дыхание жизни; пять Пран — пять проводников жизненной силы: Прана, Амана (см.), Вьяна (см.), Самана (см.), Удана (см.); собственно Прана — превосходящее дыхание жизни, поскольку приносит универсальную силу в физическую систему и предоставляет ее для распределения; действует в верхней части тела.

Пранаяма — управление и контроль дыхания; регулируемая циркуляция и задержка витальных токов энергии в теле, посредством дыхательных упражнений.

Пратьякша — знание того, что есть, опережающее зрение; непосредственное, прямое знание.

Пуруша — Субъект; Сознательное Бытие; Сознающая Душа; Душа; сущностное бытие, поддерживающее игру Пракрити (см.); Сознание или Сознающий, находящийся позади того, кто является господином, свидетелем, знающим, наслаждающимся, держателем и источником, санкционирующим действия Природы.

Пурушотамма — Высший божественный Субъект; Высшее Бытие, которое превышает как меняющееся Бытие, так и Неизменное; Божественное Бытие.

Рага — склонность, привязанность; в Индийской классической музыке — особый вид или строй звуков или созвучий.

Рага — Двеша — притяжение и отталкивание, симпатии и антипатии, привязанность и непривязанность.

Раджасический — относящийся к качеству действия и страсти — Раджасу (см. Гуна).

Рас, Рас Лила — хоровод Кришны с пастушками в залитых лунным светом рощах Вриндавана, своего рода танец божественного Восторга с освобожденными душами в мире Блаженства, скрытом внутри нас.

Риши — видящий.

Садхак — тот, кто получает или старается получить реализацию; тот, кто посредством практической Садханы (см.) ищет Сиддхи (см.).

Садхана — практика Йоги; практика, посредством которой достигается совершенство (Сиддхи — см.); духовное упражнение и тренировка самого себя.

Сакши — свидетель.

Самадхи — йогический транс, в котором ум приобретает способность выхода из своей ограниченной состоянием бодрствования деятельности в высшее и свободное состояние сознания; в Гите — покой, отсутствие желаний, лишенная огорчений неподвижность Буддхи (см.) в самоуравновешенности и самопознании.

Самана — одна из пяти Пран (см.); сила, расположенная в центре тела и регулирующая чередование Праны (см.) и Апаны (см.) в месте их встречи, уравнивающая их и являющаяся наиболее важным фактором в поддержании равновесия витальных сил и их функций; посредник в усвоении пищи.

Самата — равенство, равное отношение ко всему, уравновешенность.

Саньяма (Самьяма) — самоконтроль, отказ или самоотделение; концентрация, сознательное руководство или сознательное пребывание, посредством которого человек становится осознающим все, что есть в объекте.

Санкара (Самкара) — смешивание, смешение, путаница.

Санскара (Самскара) — ассоциация, фиксированное представление, впечатление, привычная реакция, формируемая человеческим прошлым.

Сат — бытие, существование; Чистое Существование; все, что истинно; справедливость, высшее или лучшее, или действительное благо.

Саттвический — относящийся к качеству света и чистоты — Саттва (см. Гуна).

Сатья — правда; истина; истина бытия.

Сахасрадала — (также Сахасрара) тысячелепестковый лотос, самый верхний центр сознания — Чакра (см.).

Свабхава — «собственное бытие», «собственное становление»; принцип самостановления; природа, реальная природа; сущностная природа и присущий самому себе принцип бытия каждого становления; чистое качество духа в присущей ему силе сознательной воли и в его характерной силе действия; духовный темперамент, врожденная натура, сущностный характер.

Свапна — сонное состояние; сознание, соответствующее тонкому жизненному плану и стоящему за ним умственному плану.

Сиддха — совершенный, полный, законченный; совершенная душа, совершенный человек.

Сиддханта — заключение, логический аргумент.

Сиддхи — совершенство, завершение, осуществление целей самодисциплины посредством Йоги; необычайные или оккультные силы.

Стхула — грубый.

Стхула Деха — грубое тело — Прана (см.) и физическое вместе.

Сукха — счастье.

Сукшма — тонкий.

Сукшма Деха — тонкое тело.

Сукшма Прана — тонкая жизненная сила.

Сундара — прекрасный.

Сурья — Солнце; Бог Солнца, Господин Истины и Света, дающий лучи Знания, которое просвещает ум; душа и энергия, и тело духовного света.

Сушупти — глубокий сон; Сонное Состояние, сознание, соответствующее Супраментальному плану, присущему гнозису, которое находится позади нашего опыта, потому что наше каузальное тело или оболочка гнозиса не развито в нас, его способности неактивны в нас, и мы таким образом, по отношению к этому плану находимся в состоянии сна без сновидений.

Тантра — система йоги, которая по своей природе является синтетической и ведет начало от великого центрального принципа Природы, от великой динамической силы Природы: в Ведических методах йоги (т. е. Тримарга — см.) господином йоги является Пуруша (см.), Сознательная Душа, но в Тантре это скорее Пракрити (см.), Душа Природы, Энергия, исполнительная Сила Воли в универсуме; именно, благодаря изучению и применению секретов Силы Воли, благодаря ее методу, ее Тантре, Тантра — йогин двигался к целям своей дисциплины — мастерству, совершенству, освобождению, блаженству; методом тантрической дисциплины является достижение Природы в человеке в проявлении силы духа.

Тапасья — старание, усилие, аскетизм персональной воли, аскетическая сила, аскеза; концентрация воли и энергии для управления умом, витальным и физическим и изменения их или для низведения высшего сознания, или для некоторых других йогических или высших целей.

Тригунатита — находящийся позади или выше трех Гун (см.).

Тримарга — тройственный путь Знания (Джняна Йога), Преданности (Бхакти Йога) и Труда (Карма Йога).

Удана — одна из пяти Пран (см.), сила, движущаяся вверх из тела к макушке головы и являющаяся регулярным каналом связи между физической жизнью и более высокой жизнью духа.

Удасината — занимающий место выше — высший по отношению к физическим и ментальным контактам; безразличный.

Упалабадхи — опыт, переживание.

Упасана — служение, поклонение, преданность.

Хашья — активная сторона Сукха (см.); состоит в активном внутреннем состоянии радости и веселья, которое невраждебно опыту ментального или физического, могущего быть потревоженным.

Чайтанья — сознание.

Чакра — колесо; круг; диск; центр сознания в тонком теле, ганглийный центр в нервной системе; группа Садхаков (см.).

Чешта — усилия разнообразных видов.

Чит — сущностное сознание.

Чита — основное сознание; вещество ума; основное вещество ментального сознания; пассивная память; «сердце и ум».

Читташуддхи — очищение Читты (см.).

Шакти — Энергия, Сила, Крепость, Воля, Мощь; самосуществующая, самопознающая, самоосуществляющая Сила Господина, которая выражает себя в деятельности Пракрити (см.).

Шанти — покой, мир; духовный покой.

Шива — добрый, благой; «благоприятствующий», Благословляющий; имя принадлежащей вечности Ипостаси Силы и Господина Тапаса (см.); член индуистской Троицы; его имя ассоциируется, в особенности, с работой по разрушению.

Шубха — свет, наслаждение, благость.

Шуддха — чистый, очищенный.

Шуддхи — очищение.

Юга — период или эпоха четверичного цикла:

    1. Сатья Юга (или Крита Юга) — Эпоха Истины;
    2. Трета Юга — Эпоха, в которой три части принадлежат Истине, а одна часть — Невежеству, отсутствию Истины;
    3. Двапара Юга — Эпоха, в которой Истина и Невежество содержится в равных частях;
    4. Кали Юга — Эпоха Невежества, отсутствия Истины;

Чатур Юга — все четыре эпохи вместе.

Янтра — механизм, средство, инструмент.


Забыли пароль

Хотите зарегистрироваться
Добро пожаловать