СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Абхьяса — определенная постоянная практика.
Аватар — воплощение (инкарнация); нисхождение божества на землю; откровение Божества в человеческой природе; Божественное проявление в человеческом образе; слово Аватар означает нисхождение; это — сошествие вниз Божественного ниже черты, отделяющей божественный мир от человеческого мира или состояния.
Авеста — священные книги некоторых древних народов Средней Азии, Азербайджана и Ирана, составлявшиеся в течение многих веков; ранние части Авесты приписываются преданием пророку Заратустре (Зороастру).
Адеша (Адеш) — голос, побуждение, указание.
Аджняна — неведение, незнание.
Адхара (Адхар) — то, в чем сейчас содержится сознание, ум — жизнь — тело; дословно «сосуд, опора, транспортное средство».
Адхарма — все, что противоречит Дхарме (см.).
Акарта — бездействующий.
Акартавья — то, что делать не должно.
Амрита — бессмертие; нектар бессмертия, амброзия, пища или питье богов; бессмертное блаженство божественного экстаза.
Ананда — восторг, наслаждение, блаженство, духовный экстаз; сущностный принцип блаженства; самоблаженство, являющееся той самой природой трансцендентного и бесконечного существования.
Анима — «тонкость», одна из восьми йогических способностей (Сиддхи, см.) — способность изменять тело, произвольно уменьшая его физическую массу и плотность.
Аниша — не господин, подчиненный.
Анна — пища; грубая зримая материя; по своему происхождению означает просто субстанцию или существо.
Анрита — ложь; неистинное или ошибочное применение Сатьи (см.) в ментальной или телесной деятельности.
Антахкарана — внутренний инструмент; ум; ум и витал в противоположность телу.
Ануманта — дающий санкцию.
Апана — одна из пяти Пран (см.); сосредоточена в нижней части туловища, осуществляет руководство низшими функциями, в особенности, выделительными — выделяющими те части пищи, что должны быть удалены из тела, и те вещества, что порождаются телом; тесно связана с разложением и смертью; дыхание смерти, поскольку отдает из тела витальную силу.
Артха — интерес (один из четырех человеческих интересов); материальные, экономические и другие цели и нужды ума и тела; предмет, вещь; значение, смысл (слова).
Асакти — привязанность.
Асана — фиксированная поза, жестко заданное положение тела в Хатха Йоге; положение и фиксированная поза в которой должны неподвижно сидеть Риши (см.) до тех пор, пока они не получат Сиддхи (см.).
Асиддха — несовершенный.
Асур (Асура) — божество; в Ведах (см.) и Авесте (см.) не только божество, но и его проявления; только в несколько гимнах упоминается как Титан тьмы; сильный или могущественный Титан; враждебное существо ментализированного витала.
Атмаджняна — знание Сущности.
Атман — Сущность; Дух; изначальная сущностная природа нашего существования; Верховная сущность (по отношению к индивидууму), являющаяся нашей собственной истинной и наивысшей Сущностью.
Аханкара (Аханкар, Ахамкара) — чувство эго; эгоизм; особое эгоистическое чувство, которое дает каждому существу возможность постичь себя как независимую личность;
Саттвическая Аханкара — эгоизм, выраженный в чувстве добродетели и правильности;
Раджасическая Аханкара — динамический эгоизм;
Тамасическая Аханкара — эгоизм, выраженный в невежестве и инертности.
Ашуддха — нечистый.
Ашуддхи — нечистота.
Брахман — священное или вдохновленное слово, выражающее сердце или душу; Сердце; Ведическое слово или Мантра (см.) в самом глубочайшем своем аспекте как выражение интуиции, проистекающей из глубины души или существа; Душа, возникающая из подсознания Человека и достигающая сверхсознательного, а также Творящая Сила, хлынувшая из души; в Веданте: Реальность, Вечность, Абсолют, Дух, Высшее Бытие, Единый, вне которого ничто не существует; по отношению к вселенной Высший есть Брахман, единственная Реальность, которая является не только духовной, материальной и сознательной субстанцией всех идей и сил, и форм вселенной, но и их источником, опорой и владельцем, космический и супракосмический Дух.
Буддхи — разум; интеллект; воля ума; понимание; мыслящий ум; распознающий принцип ума и воли одновременно.
Бхава — состояние существа; становление; субъективное состояние, одно из вторичных субъективных становлений Природы (состояния ума, болезни желаний, побуждения страстей, реакции чувств, ограниченная и двойственная игры разума, склонности чувств и моральных ощущений); эмоциональная природа; общее ощущение.
Бхакта — любящий и преданный Божественному.
Бхакти — любовь и преданность Божественному,
Бхарта — поддерживающий; хозяин.
Бхога — наслаждение, обладание.
Бхокта — тот, кто наслаждается.
Бхрашта — уход с пути Йоги.
Бхукти — наслаждение, удовольствие.
Вайрагья — отвращение; отвращение к миру; полное пресечение привязанностей и желаний.
Вак — речь; Богиня Речи.
Васана — мысль или ментальное ощущение, возникающее из Читты (см.).
Веда — знание; знание Божественного; книга знания; общее имя самой древней индийской священной литературы: Риг-Веда, Яджур-Веда, Сама-Веда и Атхарва-Веда, каждая из которых делится на две части — Мантра и Брахмана; термин «Веда» обычно предназначается для Мантр или метрических гимнов, в особенности гимнов Риг-Веды.
Веданта — конечная цель или кульминация Веды (см.), Упанишад, которая становится видна в заключении Веды; философская система, основанная на Упанишадах и обучающая наивысшему знанию Абсолюта, считающаяся (иногда под именем Уттара-Миманса) одной из шести Даршан (см.).
Вибхути — божественная сила, цветение божественных сил, энергия и значение их знаний, любви, радости, развитой силы бытия; сила Бога в человеке, воплощенная Сила Мира или лидер человечества.
Вивека — проницательность, умение различать.
Виджняна — идеальный ум; свободный духовный или божественный разум; каузальная Мысль; Истина; гнозис; высший ум; всеохватывающий аспект истинного объединяющего знания; великое всеохватывающее сознание, особенная характеристика супраментальной энергии, которая включает в себя всю истину и идею, и цель знания и видит их всех сразу в их сущности, всеобщности и по отдельности или в различных аспектах.
Викара — искажение, разложение, деформация; в философии Санкхьи — продукт или производное Пракрити (см.).
Вишуддха — чистый; наименование третьей Чакры (см.).
Вриндаван — место на земле в северной Индии, где Кришна (см.) (Бриндаван) танцевал с Гопи (пастушками); у вайшназов — небеса вечной Красоты и Блаженства.
Вьяна — одна из пяти Пран (см.), прописывает все тело и распределяет витальные энергии по всему телу; от нее зависит циркуляция крови и распределение по «сему телу сущностной части съеденной и перевариваемой пиши.
Вьякта — проявление.
Гхрина — сожаление, отвращение.
Гуна — качество, характер, свойство;
три Гуны — три образа Природы:
- Саттва — образ света, уравновешенности, мира; сила уравновешивания; переводится также в качестве гармонии, счастья, света;
- Раджас — образ действия, желания, страсти; кинетически сила; переводится в качестве борьбы и усилия, страсти и действия;
- Тамас — образ невежества и инерции; сила несознательности; переводится в качестве неспособности и бездействия.
Даршан — видение; самооткровение Божества к своим приверженцам; случай, когда духовная личность в Индии позволяет себе быть увиденной; шесть Даршан — шесть систем ортодоксальной индийской философии: Пурва-Миманса, Уттара-Миманса (Веданта), Ньяя, Вайшешика, Санкхья, йога.
Двандва — двойственность, пара противоположностей.
Двеша — непривязанность, отталкивание.
Джива — живое создание, существо; индивидуализированный дух, поддерживающий живое существо в его эволюции от рождения к рождению (полный термин — Дживатма).
Джняна — знание, мудрость; высшее самопознание; сущностный аспект истины объединенного знания, непосредственное духовное осознавание высшего Бытия.
Джнята — Знающий, Господин.
Доша — недостаток, дефект, неясность.
Дхарма — буквально — то, что лежит в основе и поддерживает все вещи вместе; Закон, закон бытия, мерило Истины, правило или закон деятельности; коллективная индийская концепция религий, поведений и социальных и моральных правил; один из четырех человеческих интересов — этика поведения и правильный закон индивидуальной и социальной жизни; Самаджа Дхарма — общественный закон; Лаукик Дхарма — правила, традиции; Санатана Дхарма — вечный закон.
Дхарма—Санкара — подмена Дхармы одной области Дхармой другой.
Дхаирья — спокойствие, стойкость.
Индрии — чувства ощущений; их десять: пять воспринимающих — глаз, ухо, кожа, нос, язык, и пять действующих — пищеварительный, две пары двигательных, речевой и детородный. Объекты Индрий, соответствующие пяти воспринимающим чувствам — форма («вид»), звук, осязаемость, запах и вкус.
Ишвара — господин; Хозяин; Божественный; Бог.
Кайя—Сиддхи — совершенство тела.
Кайя—Шуддхи — очищение тела.
Кали — Мать всего и разрушительница всего; ужасный образ Божественной Матери; Энергия создающая, поддерживающая и разрушающая мир; Энергия разделяющая антимир и материальный мир от их соединения и последующей аннигиляции. Брахман проявляет себя посредством Кали.
Кали Юга — последняя из четырех эпох, Железная эпоха (см.Юга).
Кальпа — эра; мировой цикл.
Кама — вожделение; один из четырех интересов человека — удовлетворение желаний всех видов.
Камана — желание; страсть.
Канта — красивый, желанный.
Карана — причина; инструмент.
Карма — деятельность, работа; дело или функция человека; сила, которая посредством своей преемственности и развития как субъективная и объективная сила определяет природу и возможность повторных существований души.
Картавья — то, что должно быть сделано; долг.
Кришна — божество; Господин Ананды (см.), Любви и Бхакти (см.), считается одной из десяти инкарнаций Вишну, как инкарнация он проявляет единство мудрости (Джняна -см.) и труда и посредством этого руководит и ведет земную эволюцию к единству с Божественным при помощи Ананды, Любви и Бхакти.
Кумбхака (Кумбхак) — в практических упражнениях Пранаямы (см.) удерживание Праны (см.); остановка, задержка естественного дыхания.
Кундалини — свернутая в кольцо и спящая змея внутренней Энергии.
Лагхима — «легкость», способность делать тело легким, произвольно уменьшая вес — одно из восьми Сиддхи (см.).
Лайя — растворение, исчезновение; уничтожение индивидуальной души в Бесконечном.
Лила — игра, забава; космическая игра.
Липса — желание, страстное желание; тяга.
Лобха — жадность, алчность, скупость, завистливость.
Майя — всестороннее творческое знание, мудрость, существующая исстари, первоначально выраженная в Ведах (см.), впоследствии обманутая вторичным (производным) чувством, хитростью, магией, иллюзией; феноменальное сознание; сила самоиллюзии в Брахмане (см.).
Майявада — доктрина, считающая, что мир есть Майя (см.), т. е. иллюзия.
Майявадин — приверженец Майявады (см.).
Манас — ум; ум присущий в отличие от интеллекта (Буддхи); воспринимающий ум.
Мантра — священный слог, имя или мистическая формула; интуитивное и тайно внушенное выражение в словах, одна из строф Вед, строфы, открывающие тайную силу и являющиеся источником не обычного, но божественного вдохновения.
Марга — путь, дорога.
Махакарана — первопричина.
Махас Патха — великий путь.
Махима — «огромность», способность произвольно увеличивать физическую массу и плотность — одно из восьми Сиддхи (см.).
Мукти — освобождение.
Муладхара — корень, основание сосуда или обиталища; центр физического сознания — нижняя Чакра (см.).
Мумукшутва — стремление к освобождению, желание свободы.
Нади — нервные каналы.
Ниграха — подавление, обуздание.
Ниргуна — лишенный качеств; Безличный.
Парабрахман — высший Брахман (см.); высший Непостижимый; Божественный.
Парамешвара — верховный Господин.
Правритти — побуждение к действию и работе; движение впереди вовне; эволюция души в действии.
Праджна — Сущий, находящийся в глубоком сне (Сушупти — см.), господин и творец вещей; Хозяин Мудрости и Знания.
Пракамья — абсолютное страстное желание ума и чувств.
Пракрити — «детальная разработка»; Природа; Природная Сила; Душа Природы; исполняющая или действующая сила.
Прана — жизненная энергия; жизнь; дыхание жизни; пять Пран — пять проводников жизненной силы: Прана, Амана (см.), Вьяна (см.), Самана (см.), Удана (см.); собственно Прана — превосходящее дыхание жизни, поскольку приносит универсальную силу в физическую систему и предоставляет ее для распределения; действует в верхней части тела.
Пранаяма — управление и контроль дыхания; регулируемая циркуляция и задержка витальных токов энергии в теле, посредством дыхательных упражнений.
Пратьякша — знание того, что есть, опережающее зрение; непосредственное, прямое знание.
Пуруша — Субъект; Сознательное Бытие; Сознающая Душа; Душа; сущностное бытие, поддерживающее игру Пракрити (см.); Сознание или Сознающий, находящийся позади того, кто является господином, свидетелем, знающим, наслаждающимся, держателем и источником, санкционирующим действия Природы.
Пурушотамма — Высший божественный Субъект; Высшее Бытие, которое превышает как меняющееся Бытие, так и Неизменное; Божественное Бытие.
Рага — склонность, привязанность; в Индийской классической музыке — особый вид или строй звуков или созвучий.
Рага — Двеша — притяжение и отталкивание, симпатии и антипатии, привязанность и непривязанность.
Раджасический — относящийся к качеству действия и страсти — Раджасу (см. Гуна).
Рас, Рас Лила — хоровод Кришны с пастушками в залитых лунным светом рощах Вриндавана, своего рода танец божественного Восторга с освобожденными душами в мире Блаженства, скрытом внутри нас.
Риши — видящий.
Садхак — тот, кто получает или старается получить реализацию; тот, кто посредством практической Садханы (см.) ищет Сиддхи (см.).
Садхана — практика Йоги; практика, посредством которой достигается совершенство (Сиддхи — см.); духовное упражнение и тренировка самого себя.
Сакши — свидетель.
Самадхи — йогический транс, в котором ум приобретает способность выхода из своей ограниченной состоянием бодрствования деятельности в высшее и свободное состояние сознания; в Гите — покой, отсутствие желаний, лишенная огорчений неподвижность Буддхи (см.) в самоуравновешенности и самопознании.
Самана — одна из пяти Пран (см.); сила, расположенная в центре тела и регулирующая чередование Праны (см.) и Апаны (см.) в месте их встречи, уравнивающая их и являющаяся наиболее важным фактором в поддержании равновесия витальных сил и их функций; посредник в усвоении пищи.
Самата — равенство, равное отношение ко всему, уравновешенность.
Саньяма (Самьяма) — самоконтроль, отказ или самоотделение; концентрация, сознательное руководство или сознательное пребывание, посредством которого человек становится осознающим все, что есть в объекте.
Санкара (Самкара) — смешивание, смешение, путаница.
Санскара (Самскара) — ассоциация, фиксированное представление, впечатление, привычная реакция, формируемая человеческим прошлым.
Сат — бытие, существование; Чистое Существование; все, что истинно; справедливость, высшее или лучшее, или действительное благо.
Саттвический — относящийся к качеству света и чистоты — Саттва (см. Гуна).
Сатья — правда; истина; истина бытия.
Сахасрадала — (также Сахасрара) тысячелепестковый лотос, самый верхний центр сознания — Чакра (см.).
Свабхава — «собственное бытие», «собственное становление»; принцип самостановления; природа, реальная природа; сущностная природа и присущий самому себе принцип бытия каждого становления; чистое качество духа в присущей ему силе сознательной воли и в его характерной силе действия; духовный темперамент, врожденная натура, сущностный характер.
Свапна — сонное состояние; сознание, соответствующее тонкому жизненному плану и стоящему за ним умственному плану.
Сиддха — совершенный, полный, законченный; совершенная душа, совершенный человек.
Сиддханта — заключение, логический аргумент.
Сиддхи — совершенство, завершение, осуществление целей самодисциплины посредством Йоги; необычайные или оккультные силы.
Стхула — грубый.
Стхула Деха — грубое тело — Прана (см.) и физическое вместе.
Сукха — счастье.
Сукшма — тонкий.
Сукшма Деха — тонкое тело.
Сукшма Прана — тонкая жизненная сила.
Сундара — прекрасный.
Сурья — Солнце; Бог Солнца, Господин Истины и Света, дающий лучи Знания, которое просвещает ум; душа и энергия, и тело духовного света.
Сушупти — глубокий сон; Сонное Состояние, сознание, соответствующее Супраментальному плану, присущему гнозису, которое находится позади нашего опыта, потому что наше каузальное тело или оболочка гнозиса не развито в нас, его способности неактивны в нас, и мы таким образом, по отношению к этому плану находимся в состоянии сна без сновидений.
Тантра — система йоги, которая по своей природе является синтетической и ведет начало от великого центрального принципа Природы, от великой динамической силы Природы: в Ведических методах йоги (т. е. Тримарга — см.) господином йоги является Пуруша (см.), Сознательная Душа, но в Тантре это скорее Пракрити (см.), Душа Природы, Энергия, исполнительная Сила Воли в универсуме; именно, благодаря изучению и применению секретов Силы Воли, благодаря ее методу, ее Тантре, Тантра — йогин двигался к целям своей дисциплины — мастерству, совершенству, освобождению, блаженству; методом тантрической дисциплины является достижение Природы в человеке в проявлении силы духа.
Тапасья — старание, усилие, аскетизм персональной воли, аскетическая сила, аскеза; концентрация воли и энергии для управления умом, витальным и физическим и изменения их или для низведения высшего сознания, или для некоторых других йогических или высших целей.
Тригунатита — находящийся позади или выше трех Гун (см.).
Тримарга — тройственный путь Знания (Джняна Йога), Преданности (Бхакти Йога) и Труда (Карма Йога).
Удана — одна из пяти Пран (см.), сила, движущаяся вверх из тела к макушке головы и являющаяся регулярным каналом связи между физической жизнью и более высокой жизнью духа.
Удасината — занимающий место выше — высший по отношению к физическим и ментальным контактам; безразличный.
Упалабадхи — опыт, переживание.
Упасана — служение, поклонение, преданность.
Хашья — активная сторона Сукха (см.); состоит в активном внутреннем состоянии радости и веселья, которое невраждебно опыту ментального или физического, могущего быть потревоженным.
Чайтанья — сознание.
Чакра — колесо; круг; диск; центр сознания в тонком теле, ганглийный центр в нервной системе; группа Садхаков (см.).
Чешта — усилия разнообразных видов.
Чит — сущностное сознание.
Чита — основное сознание; вещество ума; основное вещество ментального сознания; пассивная память; «сердце и ум».
Читташуддхи — очищение Читты (см.).
Шакти — Энергия, Сила, Крепость, Воля, Мощь; самосуществующая, самопознающая, самоосуществляющая Сила Господина, которая выражает себя в деятельности Пракрити (см.).
Шанти — покой, мир; духовный покой.
Шива — добрый, благой; «благоприятствующий», Благословляющий; имя принадлежащей вечности Ипостаси Силы и Господина Тапаса (см.); член индуистской Троицы; его имя ассоциируется, в особенности, с работой по разрушению.
Шубха — свет, наслаждение, благость.
Шуддха — чистый, очищенный.
Шуддхи — очищение.
Юга — период или эпоха четверичного цикла:
- Сатья Юга (или Крита Юга) — Эпоха Истины;
- Трета Юга — Эпоха, в которой три части принадлежат Истине, а одна часть — Невежеству, отсутствию Истины;
- Двапара Юга — Эпоха, в которой Истина и Невежество содержится в равных частях;
- Кали Юга — Эпоха Невежества, отсутствия Истины;
Чатур Юга — все четыре эпохи вместе.
Янтра — механизм, средство, инструмент.